Главная Творчество О проекте Чат Форум Ссылки Гостевая Александр Ильин ЧЧебоксары Творчество
ДВУЛИКИЙ ЯНУС
«Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну».
(Ис.29:14)
Разум, интеллект, образованность. Эти понятия в нашем мире стали едва ли не самыми главными достоинствами человека, отличающими его от животного мира. Назвавшись венцом эволюции, человек посчитал себя достаточно разумным существом, способным добывать и осознавать любые знания, необходимые ему для своего благоденствия (или же – в случае необходимости – для изменения окружающего мира в пользу своего благоденствия). Венец эволюции – Homo Sapiens – Властелин Природы...
Не наш век впервые сформулировал эти понятия. Но наш век мог бы стать главным свидетелем, способным на Судном Процессе против Человечества опровергнуть их и указать на безумие человека. Ведь именно наш век, в отличие от всех предшествующих став веком массовой образованности и великих научных открытий (вспомните ту «дикую» массовую безграмотность, о которой в прежние времена сокрушались наши просветители), стал в то же время веком самого немыслимого безумия человечества (а теперь постарайтесь вспомнить те страшные глупости, которые мы успели натворить всего лишь за один век: 2 Мировые войны, чудовищные репрессии и массовые истребления, Гулаг, концлагеря, крематории, Хиросима и Нагасаки, экологические катастрофы, волны невиданного террора!.. достаточно?). Неужели всего этого недостаточно, чтобы хотя бы сейчас, на рубеже тысячелетий, оглянуться и задуматься над теми уроками, которые преподал нам ХХ-й век?
Где же твой разум, человек? Или ты вновь, вспомнив о своей разумности, сошлешься на невозможность логического осмысления противоречащих друг другу явлений? А между тем никакого противоречия тут нет, и даже небольшого мыслительного усилия достаточно, чтобы увидеть неразрывную связь между первым и вторым: Мировые войны с их невиданными доселе человеческими жертвами были бы невозможны без соответствующего технического и экономического развития человечества, Хиросима и Нагасаки – без открытия расщепления атомного ядра, экологические катастрофы – без современной индустрии… Так что же, получается, разумность ведет к безумию? Да нет (как раз это было бы противоречием), просто достижения разума одних ведут к соответствующим достижениям «безумия» других и трагедиям в целом (вероятно, потому что вторых больше, чем первых).
Странная получается картина: человек, назвавший себя «существом разумным», на самом деле оказывается двуликим – одни представители людского рода достаточно разумны, а другие – достаточно «безумны», причем их «безумие» совершенно не носит характер необразованности или какой-то глупости (вряд ли Гитлера, Сталина или, тем более, Ленина кто-то назовет глупыми и необразованными). Неудивительно, что эта странная двуликость в конце концов привела общество к тому положению, свидетелями которого явилось наше поколение. Катастрофы, сплошные кризисы и катастрофы – экономические, политические, экологические, природные, религиозные, и прочие, и прочие; а что будет дальше – даже думать не хочется.
Да, думать действительно никому не хочется, и тайна странной человеческой двуликости остается за семью печатями (разве что двуликий Янус где-то загадочно улыбнется из глубин мифов и легенд, напомнив нам о наших древних своеобразных попытках осмыслить тайны своего «Я»). Так ничего и не поняв, мы вновь ухватились за старую идею о спасительной миссии образованности и просвещения, решив, что лишь они могут спасти человечество от «безумия» и самоуничтожения. Это стало своеобразной аксиомой: лишь высокообразованные, культурные, предприимчивые, уверенные в себе молодые люди смогут вывести общество из кризиса. И высокая образованность стала как бы критерием высших достоинств человека.
Что ж, звучит это действительно очень красиво и убедительно. Конечно, образование всегда высоко ценилось в обществе, но, пожалуй, никогда еще на него не возлагалось таких глобальных надежд (ведь и такие трудности перед человеком еще никогда не вставали). В наше время получить высшее образование – более чем престижно, ибо считается, что именно такие – молодые, высокообразованные, предприимчивые, уверенные в себе – составят элиту будущего общества. Элиту, способную не только вывести общество из кризиса, но и поднять человечество на новую ступень развития.
Наверное, было бы глупо пытаться опровергнуть этот тезис. Наверное, было бы не менее глупо доказывать, что это – очередная утопия. И все же можно попытаться хотя бы проанализировать (в силу нашей разумности), насколько это реально и каковы в действительности возможности современного высшего образования и его роль в жизни человека и общества.
Итак, молодой человек закончил школу и собирается поступать в ВУЗ. Что ему в реальности может дать диплом? Что вообще отдельно взятому человеку и обществу в целом может дать весь объем ВУЗовских знаний?
Прежде всего – приличную работу и, следовательно, неплохие деньги. Те деньги, без которых человек в нашем обществе никто и ничто. При этом (обратите внимание!) все это дает один лишь диплом сам по себе, а подавляющий объем полученных знаний оказывается совершенно ненужным и в скором времени забытым. Ведь ни для кого не секрет, что основная масса выпускников ВУЗов работает не по своей основной специальности. Так, человеку с высшим физико-математическим образованием зачастую приходится работать, например, комендантом студенческого общежития (это не теоретическое предположение, а пример из реальности), причем – что самое интересное – практически все имеющиеся у него физико-математические знания для этой работы ему совершенно не нужны, а вот диплом очень даже нужен, ибо без соответствующего образования занять такую должность (с вытекающими из этого финансовыми преимуществами) практически невоз-можно.
Вот и получается, что для подавляющего большинства людей высшее образование является лишь пропуском к более высоким ступеням современного общества (карьера, бизнес, политика) и, следовательно, более удобной и приятной форме существования в этом обществе, абсолютно независимо от своих истинных человеческих качеств и достоинств.
Но все это частности, «издержки производства», так сказать. Коснемся теперь самого «производства», т.е. непосредственно тех знаний и профессий, которые современное общество может дать молодому человеку. Что же это за знания, что же это за профессии, которые мы можем получить? Ну конечно, прежде всего те, которые нужны современному обществу, – скажете вы. Прекрасно! А теперь попробуйте задуматься: какие же именно знания и профессии (и для чего!) нужны современному обществу? Что вообще представляет из себя это современное общество и каковы его главные ценности? «Человек, его права и свободы…» – так, кажется, записано в основных конституциях мира. Права и свободы на нормальную жизнь. А нормальная жизнь – это, по-видимому, когда человек окружен разнообразными материальными предметами, которые обеспечивают комфортные условия его пребывания на планете Земля, причем у этого понятия «комфортные условия» существует лишь нижняя граница (пресловутый «прожиточный минимум»), а верхняя – отсутствует? Ну как тут не поддаться соблазну увидеть смысл земного существования в бесконечном стремлении к этой несуществующей верхней границе!
Нужно быть либо совершенной слепым, либо полным идиотом, чтобы не видеть очевиднейшей вещи: человеческое общество с самого начала своего формирования поддалось этому соблазну (ах, Адам, Адам, как сладок был запретный плод, но как горьки – последствия…). Последствия, я думаю, всем известны: история странной Цивилизации, постоянно – по собственному желанию! – утопающей в собственной крови. И в этом нет ничего удивительного, ибо это – единственный возможный вариант развития общества, имя которому – царство силы и глобального эгоизма; общества, где каждый живет только для себя, используя все свои силы, знания и возможности для удовлетворения своих абсолютно немыслимых потребностей; общества, «финалом развития» которого явилось некое уродливое социальное образование – «крутая» индустрия производства и реализации всевозможных удобств, удовольствий и развлечений для биоорганизма под названием «Homo Sapiens»…
Думаю, не нужно объяснять, какие знания, профессии и специалисты нужны такому обществу и ценятся таким обществом. А к чему придет такое общество, легко может понять любой (оглянувшись вокруг), кто еще окончательно не превратился в «кучу бацилл и слизи», то бишь в биоорганизм, озабоченный лишь проблемами своего более комфортного существования.
Так где же наши высокообразованные, предприимчивые, молодые и уверенные в себе? Ах, не они ли те самые «новые…», взявшие на себя высокую миссию «двигать» всю эту индустрию? Те самые, что под лозунгом «мое благополучие – благополучие всего общества» ринулись к этому самому (все тому же самому – материальному!) благополучию, используя при этом весь арсенал приобретенных знаний...
Но стоит ли, опять же, удивляться этому? Да и разве могло быть иначе? Все хорошо продумано (давно уже продумано), и даже если изначально кто-то из молодых студентов мечтал получить высшее образование для того, чтобы впоследствии действительно сделать что-то во благо людей (именно людей, а не биоорганизмов), то в скором времени он убеждался, насколько в этом обществе все завязано на тех же материальных ценностях, и ему не оставалось ничего другого, как включиться в эту игру (карьера – бизнес – политика), либо остаться на обочине, не признанным и непонятым, но оставшимся верным своим принципам и идеалам.
Ага, – воскликнете вы, – вот видите, не все же подались в «новые…», ведь были же, есть и будут такие, как Сахаров, Солженицын, Ростропович, которые действительно способны оказать огромное положительное влияние на развитие науки, культуры и вообще человечества! А значит, в образованности – несмотря ни на что – есть огромное благо, и, может быть, именно такие – непонятые, отверженные, но оставшиеся верными истинным общечеловеческим ценностям и отдавшие свою жизнь служению этим ценностям – смогут вывести общество из кризиса?
Да, когда-то я тоже так думал. Более того, поступая в свое время в Университет, я даже мечтал причислить себя к этой группе людей. Меня абсолютно не интересовал ни диплом, ни возможности его применения в плане материального достатка. Единственное, что меня интересовала – это физика, т.е. знания об устройстве нашего Мироздания и возможности применения этих знаний для улучшения жизни людей.
Вы спросите, что же случилось дальше и окончил ли я Университет?.. А дальше случилось много интересного, но вопрос не в этом. Весь вопрос в том, что понимать под словами «наука» и «культура» в обществе, превратившемся в индустрию материальных удобств, удовольствий и развлечений? Ведь, право же, эти слова в своем исконном значении никак не вписываются в рамки понятий такого общества: достижения чистого ума совершенно излишни в благоустроенном быте биоорганизмов, а душа – и вовсе что-то эфемерное. Но зато есть другой вариант: все это несколько переделать и приспособить к условиям современного общества. Например, науку можно использовать как отдел вышеупомянутой индустрии, специализирующийся на изобретении и производстве все более высокотехнологичных, «крутых» материальных удобств, а культуру – как особый отдел шоу-развлечений.
А теперь оглянитесь вокруг и удивитесь: как быстро и незаметно все эти гипотетические соображения оказались реальностью! Взять хотя бы науку...
Еще век назад достижения разума воспринимались прежде всего как бесценные сокровища общечеловеческих знаний и представлений о Бытии, т.е. оценивались с фундаментально-мировоззренческой стороны, прикладные же возможности науки были второстепенными. Сегодня – все наоборот: наука все более рассматривается как средство достижения тех или иных вполне реальных целей («мне, пожалуйста, 32-строчный пейджер с автоответчиком»), и все те направления, которые не могут дать таких возможностей (по крайней мере, быстро не могут), стремительно исчезают (индустрия не может позволить себе разоряться на каких-то философско-мировоззренческих глупостях). Более того, ХХ-й век явил новый и очень опасный феномен: использование достижений научной мысли, все более проникающей вглубь материи, в узко-эгоистических целях в стремлении получения быстрого и колоссального эффекта. Отныне каждый настоящий ученый (т.е. оставшийся верным прежним представлениям о науке) несет безмерную ответственность за судьбу всего человечества, ибо его открытиями однажды может воспользоваться некий «безумец» и в стремлении достичь свои эгоистические «глобальные» цели спалить всю планету (помните манифест «Рассела-Эйнштейна»?)!
Вот и получается, что наука превращается (или уже превратилась?) в придаток индустрии материальных удобств, и заниматься такой «наукой» – все равно что вставать в ряды тех же «новых…» и «двигать» эту индустрию вместе со всем обществом сами понимаете куда (надеюсь, понимаете…). А оставаться верным истинной науке и вопреки всему (непризнанным, отверженным, сидя на «прожиточном минимуме» для безработных) заниматься тем, что ты считаешь нужным и важным – просто опасно, ибо однажды по твоей вине может произойти трагедия, по сравнению с которой Хиросима – невинная шалость…
А что же культура? Что же поэты, писатели, музыканты и весь творческий люд? Ведь они же не лезут в тайны физического вакуума и не изобретают невиданные генераторы, способные взорвать планету, но зато имеют прекрасные возможности для влияния на сознание масс? Увы, их достижения еще более далеки от материальной реальности, чем научные; настолько далеки, что возникают не только огромные сложности в плане их конкретного приложения в деле материального благоустройства биоорганизмов (разве что организация топ-поп-шоу и прочих развлечений), но и вообще встает неожиданный вопрос: а причем здесь разум и ВУЗовские знания? Ведь, как известно, именно сферы творческой деятельности человека по какой-то непостижимой причине (вот это да!..) не подчиняются законам разума, и пока еще не открыты такие знания, которые способны были бы научить человека сочинять стихи, писать музыку или создавать шедевры изобразительного искусства! Так причем же здесь, действительно, ВУЗ? Что может дать современная высшая школа поэту такого, что позволило бы ему подняться в своем мастерстве? Теорию стихосложения? Некие общие познания, повышающие уровень его образованности («ах, знаете, ваше произведение полно нелепых длиннот и неудачных аллитераций»)? О, все это, конечно, весьма интересно! Но было бы еще интереснее, если бы все эти познания привели к появлению на горизонте нашей поэзии нового Пушкина или Лермонтова, а не очередного изысканного графомана или «нового… писателя», заваливающего книжные полки «крутыми» детективами и душераздирающими любовными романами…
Так что же это получается, за что ни возьмись – все ерунда?! Неужели так и нельзя найти ни одной реально благой стороны в современном высшем образовании? Ну бизнес, ну политика, ну прочее… А как же учителя, простые, обыкновенные учителя? Ведь должен же кто-то, наконец, учить детей?
Конечно, должен, и очень даже должен. Весь вопрос – чему? Тому, что звезды – огромные раскаленные газовые шары, после чего ребенок перестанет верить в чудеса, верить в сказку и быть, собственно, ребенком?.. Так не лучше ли было бы сказать: «звезды – это алмазы, которые рассыпал путник, двигаясь в поисках света…» Но ведь этому нигде не учат!
А чему же учат? Как быть взрослыми и умными, как быть бизнесменами, политиками, воинами… А людьми? Кто нас научит быть людьми? Научит ходить по Земле, разговаривать с цветами, с птицами и облаками, лететь в порыве ветра и радоваться, безумно радоваться каждой секунде прожитой жизни?! Разве может этому научить общество, которое так и не смогло понять, что такое настоящий Человек? Гибнущее общество лицемеров и эгоистов, озабоченных лишь удовлетворением инстинктов своей плоти…
«Мы живем, под собою не чуя страны…» Мы, живем, под собою уже ничего не чуя. Мы просыпаемся и идём в магазины покупать какие-то вещи, мы идем в учебные заведения учиться производить и продавать какие-то вещи или управлять их производством и продажей, мы идём на работу производить какие-то вещи, которые потом продаём, чтобы их снова кто-то купил, а вечером приходим домой и ложимся спать с довольным видом и ощущением успешно проведенного дня, и лишь по ночам в наши безмятежные сны порой вторгается загадочный двуликий Янус и криво усмехается в оба своих лика: «Ну что же ты, человек? Где же твой разум, человек? Ты все еще считаешь себя венцом эволюции, продолжая при этом творить такие глупости, на которые не способно ни одно животное. Так чего же стоят все твои знания и весь твой разум, человек?..»
А действительно, чего же стоят все наши знания и весь наш разум? Разум, который мы посчитали своим самым главным и самым важным достоинством, но который, оказывается, совершенно бессилен избавить нас от сотворения глупостей, не говоря уже об определении нашей истинной сути, места в Мире и смысла жизни…
Впрочем, наш разум в этом совершенно не виноват. Он добросовестно выполнял свои функции, изобретая для нас все от колеса до космических аппаратов. Единственное, с чем он не смог справиться, – это тайна нашей странной двуликости: как это мы, обладая таким разумом, умудряемся творить такие глупости!? И он никогда не сможет справиться с этой тайной, ибо она лежит за пределами его возможностей. Она вообще лежит за пределами Мира материи, к которому принадлежит сам разум, и представляет собой как раз ту вторую (самую главную и удивительную!) грань человеческого существа, которую кто-то когда-то назвал душой. Да, да, именно она – эта странная и никому неведомая душа – превращает нас в безумцев, готовых потратить последние деньги на цветы для любимой девушки, или же мучительно продумывающих варианты следующей мировой войны – у кого как! А бедному разуму не остается ничего другого, как бешено вертеться в поисках наилучшего варианта как в первом, так и во втором случае, ведь он – всего лишь разум, и странностей человеческой души ему не постичь. В любом случае он постарается найти наиболее рациональный вариант, он изобретет прекрасный нож, но этим ножом один воспользуется для приготовления вкуснейшего салата, а другой – для воплощения своей смертельной мести. В обоих случаях разум будет совершенно ни при чем, ибо на самом-то деле человек – существо не разумное, а духовное, и вся его жизнь, все его счастье и вся его суть зависят исключительно от состояния того внутреннего, незримого и непостижимого мира, который заключен в глубинах его души. И пока человечество не осознает этого и не обратит должного внимания на свое духовное состояние, его будут преследовать все более и более страшные кризисы и катастрофы, ведь плоды развития разума окажутся в руках тех, чей внутренний мир находится в крайне примитивном и диком состоянии. И однажды, безумно разрушая на своем пути всё и вся, к высшим ступеням современного общества придут те самые высокообразованные, предприимчивые, молодые и уверенные в себе и с девизом «после меня хоть потоп» возьмут себе всё, что только смогут взять. И потоп не заставит себя ждать. Но он не пощадит никого!..
Так стоит ли нам беспокоиться о состоянии своего разума и тратить время на постижение мудрости тех, кто способен ошибаться? Не пора ли начать учиться совершенно другому – тому, чему не способен научить ни один Университет Мира: учиться быть Людьми? Учиться жить, любить, творить и дарить, бесконечно дарить себя окружающему Миру, не боясь показаться смешным, наивным и неразумным? Не таковым ли принадлежит будущее человечества? Не таковых ли есть Царствие Небесное?..
Сентябрь 1999 г.
ЛОГИ О ГЛАВНОМ